Беллизона-Марио |
Золотой холм |
Лугано |
Монтаньола |
Моркоте |
|
«Райские места»
«Мчась во время нашего свадебного путешествия вдоль Луганского озера,
мы оба из окон поезда были в чрезвычайной степени поражены единственной
в своём роде красотой этих райских мест…» – так вспоминал о своих путешествиях
по югу Швейцарии наш знаменитый земляк Александр Бенуа – «Мне казалось
предельным счастьем оказаться на этих берегах и наслаждаться отражением
лесистых гор в кристаллической изумрудного отлива воде». Бенуа осуществил
свою мечту пожить в раю в 1908 году и продолжал нежиться в течение пяти
летних сезонов, становясь жителем «поистине божественной Монтаньолы».
Отсюда он совершал многочисленные экскурсии по живописным окрестностям,
не переставая восхищаться не только красотой окружающего ландшафта, но
и насыщенностью этих мест связями с петербургской культурой. И в самом
деле – трудно даже перечислить имена всех тех архитекторов, живописцев,
скульпторов, которые внесли вклад в строительство Петербурга и совершенствование
стиля его жизни. Вернувшись, Бенуа опубликовал в журнале «Старые годы»
статью, в названии которой афористично подытожил впечатления от луганских
встреч – «Рассадник искусства».
Мои путешествия в итальянскую часть Швейцарии – ныне кантон Тессин (Тичино)
– формально были связаны с исследованием творчества пионера петербургской
фотографии Джованни (Ивана) Бианки. Именно здесь, разбирая архивы наследников
архитектора Агостино Камуцци в Монтаньоле, швейцарский историк-архивист
Марио Редаэлли, работавший над восстановлением исторических и культурных
связей Тессина и России, обнаружил два десятка фотографий с видами Петербурга
и окрестностей, датированных началом 1850-х гг. Мне было чрезвычайно любопытно
увидеть и эти раритеты, и саму, воспетую Бенуа, родину Бианки. Эта мечта
осуществилась весной юбилейного для Петербурга 2003 года. Потом мне ещё
дважды посчастливилось побывать в этих благословенных местах.
Все мои путешествия сопровождает фотография. Здесь и «фото на память»
о местах и людях, и документальная съемка, предназначенная для иллюстрирования
исследований, как моих собственных, так и моих друзей, и другие снимки,
сделанные по большей части с прикладными целями. Но самыми дорогими трофеями
всегда были фотографии, в которых мне хоть как-то удалось уловить то,
что древние относили к ведомству гения места. Таких снимков не бывает
много – не часто удаётся попасть в резонанс с «волной», связывающей интеллектуальные,
духовные и эмоциональные явления с материальной средой. Ещё труднее воплотить
это состояние в листе.
Выставка «Райские места» – это фотографии, не имеющие никакого практического
смысла. Это не пересчёт памятников архитектуры или исторических мест.
Это не выставка достижений или авангардных проявлений современного фотоискусства.
Это не строго выверенный и продуманный концепт. Так что же это? Мне, автору,
почти невозможно дать ответ на подобный вопрос. Пусть будет так – визуализированные
страницы дневника путешествий. А раз так, мой долг дать хоть краткие топографические
справки о запечатлённых местах.
Из всех снимков, снятых в 2005 году в столице кантона Тессин Беллинзоне,
я выбрал лишь те, что сделал в древней крепости Castello di Montebello
или с её стен. Отсюда открываются великолепные виды на охраняемую тремя
древними беллинзонскими замками долину. Мне повезло – за несколько дней
до моего приезда выпал редкий в этих местах снег, и, не утрачивая своей
белизны – так непривычно для петербуржца! – целую неделю неспешно таял
под сдержанными декабрьскими лучами альпийского солнца.
Город Лугано раскинулся на берегах озера Черезио, известного также как
Луганское, у подножия двух гор – Сан Сальваторе и Брэ. Здесь множество
уютных кафе и ресторанчиков, величественное здание Муниципалитета, главный
собор города Сан Лоренцо, а в нем – позднеготические фрески, барельефы
эпохи Возрождения, росписи братьев Торричелли в стиле барокко и изящные
скульптуры рококо. Но истинным украшением города, несомненно, является
набережная озера и открывающиеся с неё виды. Здесь в любое время дня и
ночи можно часами любоваться игрой света от неба, отражающегося в чистейшей
воде, и тонущими в дымке силуэтами гор.
Другой блок фотографий рассказывает о Моркоте – старинной деревушке, которая
в средние века была портом Лугано. Она расположена на обрывистом краю
горной гряды, и потому от берега озера улицы довольно круто поднимаются
вверх. На самом верху – стоящая на обрыве над озером и деревней главная
достопримечательность Моркоте – церковь Санта Мария дель Сассо. Чтобы
до неё добраться, нужно, пробираясь лабиринтом узеньких, кривых, пересекающихся
под разными углами улочек, преодолеть более 400 ступенек. Но дело стоит
того – какие оттуда чудесные виды на озеро, горы и крыши деревенских домов!
«Каза Камуцци» в Монтаньоле расположилось на склоне Collina d’Oro – Золотого
холма. Возвращались тессинцы на родину из чужих краев, по утверждению
Бенуа – главным образом из России – богатыми, обеспеченными людьми. Отсюда
название – «Золотой холм». «Вилла Камуцци» – культовое место поклонников
литературного таланта «отшельника из Монтаньолы» Германа Гессе, который
именно здесь провел последние сорок лет жизни, и, вдохновляясь волшебными
видами склонов Коллина-д’Оро, написал свои проникнутые восточным мистицизмом
шедевры. Однако вилла эта была известна за пределами Швейцарии с давних
пор. Она названа по имени своего создателя – Агостино Камуцци – одного
из многочисленных уроженцев этих мест, много потрудившихся в XVIII и XIX
веках над обликом Петербурга и Москвы. «Чудесный тенистый сад с живописным
гротом, террасами спускающимся к небольшому потоку», в котором любил проводить
время Александр Бенуа с семейством, совершенно одичал, и стал ещё более
живописным. В 2003 году я не мог устоять перед искушением сфотографировать
его в таком редком для современной Швейцарии неухоженном виде.
Путешествие становится незабываемым и насыщенным, когда рядом с тобой
оказываются близкие по духу спутники. Мне повезло, и я хочу выразить искреннюю
признательность моим друзьям Марио Редаэлли, Пие Тодорович, Жану Оланицину
и Елене Валентиновне Бархатовой за разделённые чувства.
А. Китаев. СПб. 08.2007. |