|
Илья Эренбург (1891, Киев – 1967, Москва) – поэт, писатель, публицист,
мемуарист и общественный деятель. Мировую известность ему принес первый
роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито» и антифашистская публицистика
времен Второй мировой войны, печатавшаяся во всех странах антигитлеровской
коалиции. После смерти Сталина именно Эренбург дал всемирно признанное
название новой политической эпохе в СССР– «оттепель».
Фотографией Илья Эренбург занимался в 1923 – 1948 годах (особенно сильно
был увлечен ею в 1925 – 1938 годах, живя в Париже). Более всего ценя в
снимках их документальность, Эренбург был мастером жанровой, бытовой фотографии
и моментального портрета. Недаром из мастеров ХХ века он более всего ценил
работу Анри Картье-Брессона. Снимки Ильи Эренбурга передают мир парижских
кафе 1920-х годов и быт французской провинции, они запечатлели многочисленные
поездки писателя по странам Европы и нечастые посещения СССР.
С 1931 года Эренбург пользовался фотоаппаратом «Лейка» с боковым видоискателем,
который позволял ему свободно снимать простых горожан, оставаясь незамеченным.
Именно боковой видоискатель позволил Эренбургу-фотографу создать естественную
человеческую панораму непарадного Парижа того времени.
В 1931 году Эренбург отснял в Париже и в 1933 году издал в Москве свой
знаменитый фотоальбом «Мой Париж» – книгу, замечательно оформленную выдающимся
графиком, фотографом и дизайнером Эль Лисицким. Её герои –парижские рыболовы
и букинисты, консьержки и повара, старьевщики и рабочие арабы, уличные
циркачи, сплетницы и продавщицы цветов, продавцы обуви и вечных перьев;
она запечатлела парижские блошиные рынки и кафе, писсуары и «работу» городских
скамеек. В книге «Мой Париж» нераздельно слились моментальные фотографии
и блестящий, подчас парадоксальный текст – и то, и другое сделано рукой
одного мастера.
Неутомимый и азартный путешественник, Эренбург исколесил всю Европу. Он
много снимал во Франции и в Словакии, в Скандинавии и Греции, в Испании
и Англии. Его снимки показывают французскую провинцию, быт словацких деревень
и жизнь Братиславы, прибрежные поселки норвежских рыбаков и юрты лопарей,
лагеря греческих беженцев под Пиреем и быт праздных турок в бывшей Смирне,
польских хасидов и шахтеров Уэльса, деревни Эстремадуры и площади Севильи,
пейзажи Лапландии, виноградники Божоле, храмы Македонии.
Массу людей запечатлела камера Эренбурга – знаменитых и малоизвестных.
Мы видим писателей Андре Мальро и Эльзу Триоле, Эрнста Толлера и Густава
Реглера, поэтов Антонио Мачадо и Бориса Пастернака, казахского акына Джамбула
и слависта Романа Якобсона, художников Альтмана, Ларионова и Маревну.
На многих снимках близкие Эренбурга – его жена художница Любовь Козинцева
и дочь Ирина, актриса Дениз Лекаш, журналист Путерман, писатель Овадий
Савич. Мы видим их на улицах, в кафе, дома и в путешествиях.
Особое место в фотонаследии Эренбурга занимают снимки верных спутников
всей его жизни – собак; в 1920-1930-е годы представить Эренбурга на Монпарнасе
без его собак Бузу и Малика было совершенно невозможно…
В СССР в довоенные годы Эренбург бывал нечасто, но его фотокамера запечатлела
вид берегов Сухоны и храмов Великого Устюга и Сольвычегодска, Ростов Великий
и старый Тифлис. В 1926-м Эренбург сделал в Москве замечательную серию
фотографий Бориса Пастернака, вошедшую в эту книгу.
Еще в 1931 году Эренбург объездил всю Испанию: не только ее прославленные
города-памятники, но все ее провинции, увидел жизнь самых разных слоев
ее населения. В 1936 – 1939 годах он был военным корреспондентом газеты
«Известия» в Республиканской Испании и своими глазами видел то, что происходило
там во время гражданской войны. Эренбург постоянно объезжал все фронты,
общался с республиканцами разных политических оттенков. Он написал множество
корреспонденций и сделал немало снимков. Среди его книг, посвященных Испании
того времени, есть два больших фотоальбома (они вышли в Москве в 1937
году; второй из них оформляли муж и жена Лисицкие). В них очерки Эренбурга
и масса фотографий, сделанных не только им самим, но и его друзьями: фотографами
Шимом (Давид Сеймур) и Робером Капа, а также испанскими фотографами (Майо
и другими).
Публикуемое в книге – только часть отснятого фотокамерой Ильи Эренбурга,
часть – сохраненная его друзьями и близкими, поскольку свой архив он вынужден
был уничтожить в июне 1940 года, когда гитлеровцы вошли в Париж.
Текст книги, которая содержит более трехсот фотографий, сделанных Ильей
Эренбургом, рассказывает о его увлечении фотографией в контексте всей
жизни и творчества писателя; о людях, которых Эренбург снимал, о его путешествиях
и литературных замыслах, связанных с фотографией; описана история создания
и издания его фотоальбомов и реакция на них критики.
Б.Я.Фрязинский
Автор книги – Борис Яковлевич Фрязинский,- исследователь творчества Ильи
Эренбурга, его ведущий биограф, комментатор и публикатор.
Презентация состоится 5октября в 18.00 в помещении Музея по адресу: Санкт-Петербург,
ул.Профессора Попова,23. Справки по телефону 346.1850
|