Борис Смелов: ретроспектива
С 20 марта по 28 июня в залах Главного штаба Государственного Эрмитажа можно посмотреть ретроспективу Бориса Смелова, признаваемого одним из лучших европейских мастеров фотографии
Выставка в залах Главного штаба в рамках проекта "Эрмитаж 20/21" организована Государственным Эрмитажем и галереей pARTnerproject, Москва, (www.partnergallery.ru), при участии Фонда Бориса Смелова. На экспозиции представлено более 90 произведений (натюрморты, портреты, городские пейзажи) из коллекции галереи pARTnerproject, Москва, и частных собраний.
Фотограф Борис Смелов (1951-1998) еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение у всех, кто хоть как-то был связан с искусством "светописи". Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. Созданный им образ Петербурга - это не просто качественные снимки, но, безусловно, самое выразительное высказывание, которое было сделано об этом городе в конце прошлого века, высказывание, по своему значению равное поэзии Бродского. Его "Аполлон" из серии фотографий скульптур Летнего сада, гордый мраморный профиль античного бога, со стекающими по нему каплями дождя и ползущим пауком, часто воспроизводившийся, стал символом петербургской культуры конца двадцатого века, емким и многозначным, говорящим о Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге больше, чем самые объемные сборники научных конференций.
Творчество Бориса Смелова - ценное и яркое явление петербургской культуры 1970-х -1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии, с произведениями Картье-Брессона, Дуано и Кертиса.
Смелов - художник, стоящий на грани столетий, художник отечественный, но находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии, демонстрирующий связь относительно нового искусства, искусства фотографии с культурной традицией, в первую очередь - с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути. Фотография - это открытие позапрошлого века - изменила и определила мировосприятие современного человека чуть не в большей степени, чем любое другое открытие. Фотография способна выстроить последовательную цепь мгновений, определяющих нервную пульсацию жизни города.
Каждая фоторабота - это не простой документ, а воплощение того, что лежит на дне нашего сознания, и что является только во снах и фантазиях, ибо воспоминание - одна из форм фантазии. Случайные мгновения сплетаются в важное послание, в цельный текст о городе, о его неповторимой выразительности, быть может, более цельной и значимой, чем его неизменные недвижные монументы. В остроте переживаний подобных моментов, чудом вырванных из потока времени, заключается неповторимый аромат искусства Бориса Смелова, - то, что он сам называл "интуитивной фотографией". Интуиция, однако, всегда сопровождается у него безошибочным и точным расчетом интеллекта.
Борис Смелов не фотографировал конкретику реального Ленинграда, и даже было бы несколько поверхностно говорить, что в своих фотографиях он пытался поймать призрак Петербурга. Его Петербург - не просто город, но Город с большой буквы. В нем есть что-то роднящее с образом Города другого великого фотографа - парижанина начала XX века Эжена Атже, к которому Смелов оказался очень близок. В фотографиях Бориса Смелова неожиданный ракурс придает знакомому и банальному новый смысл - город перестает быть застывшим текстом. Он вступает в диалог со зрителем, сообщает нечто новое, неожиданное, будь то магический свет, исходящий изнутри Исаакиевского собора, срифмованный со светящимся одиноким окном в стене, темным пятном возвышающейся над заснеженными крышами, или усталые силуэты случайных пассажиров на фоне невской панорамы, видной сквозь окно вечернего трамвая.
Имя Смелова прекрасно известно фотографам, коллекционерам, критикам и историкам фотографии. Любой более или менее заметный петербургский фотограф сегодня не избежал его влияния. Это общепризнанный факт. Работы Смелова много показывали на различных выставках, как при жизни, так и после смерти, о нем невозможно не упомянуть, говоря о петербургской фотографии, но до сих пор не состоялось ни одной его крупной музейной выставки, не было опубликовано отдельного, посвященного только ему альбома. Выставка, представленная в Эрмитаже, свидетельствует о признании этого выдающегося мастера, талант которого оценен по достоинству.
Куратор выставки "Борис Смелов. Ретроспектива" - Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог на русском и английском языках (Издательство KERBER, Германия, 448 страниц, 332 иллюстрации). Каталог предваряет вступительное слово В.И. Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга, М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, В.Ю. Фролова, президента Фонда Бориса Смелова), и включает статьи Аркадия Ипполитова, Дэвида Гэллоуэя (художественного критика, редактора журнала Art in America), и Александра Китаева (фотографа).
Выставка проходит под патронатом В.И. Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга. |