О проекте ФОТОтехника ФОТОконкурсы ФОТОсобытия Обзоры книг по фотографии Каталог книг по фотографии Каталог фотоальбомов Отрывки из книг по фотографии
     Статьи о ФОТО Доставка и оплата заказов Курсы фотографии ФОТОресурсы

Александр Китаев Райские места


7 - 18 сентября 2007 г. в Центре по искусству и музыке (БИКЦИМ Библитеки им. В.В. Маяковского) / Невский пр., 20 - выставка Александра Китаева "Райские места"


Беллизона-Марио

Золотой холм

Лугано

Монтаньола

Моркоте

«Райские места»

«Мчась во время нашего свадебного путешествия вдоль Луганского озера, мы оба из окон поезда были в чрезвычайной степени поражены единственной в своём роде красотой этих райских мест…» – так вспоминал о своих путешествиях по югу Швейцарии наш знаменитый земляк Александр Бенуа – «Мне казалось предельным счастьем оказаться на этих берегах и наслаждаться отражением лесистых гор в кристаллической изумрудного отлива воде». Бенуа осуществил свою мечту пожить в раю в 1908 году и продолжал нежиться в течение пяти летних сезонов, становясь жителем «поистине божественной Монтаньолы». Отсюда он совершал многочисленные экскурсии по живописным окрестностям, не переставая восхищаться не только красотой окружающего ландшафта, но и насыщенностью этих мест связями с петербургской культурой. И в самом деле – трудно даже перечислить имена всех тех архитекторов, живописцев, скульпторов, которые внесли вклад в строительство Петербурга и совершенствование стиля его жизни. Вернувшись, Бенуа опубликовал в журнале «Старые годы» статью, в названии которой афористично подытожил впечатления от луганских встреч – «Рассадник искусства».
Мои путешествия в итальянскую часть Швейцарии – ныне кантон Тессин (Тичино) – формально были связаны с исследованием творчества пионера петербургской фотографии Джованни (Ивана) Бианки. Именно здесь, разбирая архивы наследников архитектора Агостино Камуцци в Монтаньоле, швейцарский историк-архивист Марио Редаэлли, работавший над восстановлением исторических и культурных связей Тессина и России, обнаружил два десятка фотографий с видами Петербурга и окрестностей, датированных началом 1850-х гг. Мне было чрезвычайно любопытно увидеть и эти раритеты, и саму, воспетую Бенуа, родину Бианки. Эта мечта осуществилась весной юбилейного для Петербурга 2003 года. Потом мне ещё дважды посчастливилось побывать в этих благословенных местах.
Все мои путешествия сопровождает фотография. Здесь и «фото на память» о местах и людях, и документальная съемка, предназначенная для иллюстрирования исследований, как моих собственных, так и моих друзей, и другие снимки, сделанные по большей части с прикладными целями. Но самыми дорогими трофеями всегда были фотографии, в которых мне хоть как-то удалось уловить то, что древние относили к ведомству гения места. Таких снимков не бывает много – не часто удаётся попасть в резонанс с «волной», связывающей интеллектуальные, духовные и эмоциональные явления с материальной средой. Ещё труднее воплотить это состояние в листе.
Выставка «Райские места» – это фотографии, не имеющие никакого практического смысла. Это не пересчёт памятников архитектуры или исторических мест. Это не выставка достижений или авангардных проявлений современного фотоискусства. Это не строго выверенный и продуманный концепт. Так что же это? Мне, автору, почти невозможно дать ответ на подобный вопрос. Пусть будет так – визуализированные страницы дневника путешествий. А раз так, мой долг дать хоть краткие топографические справки о запечатлённых местах.
Из всех снимков, снятых в 2005 году в столице кантона Тессин Беллинзоне, я выбрал лишь те, что сделал в древней крепости Castello di Montebello или с её стен. Отсюда открываются великолепные виды на охраняемую тремя древними беллинзонскими замками долину. Мне повезло – за несколько дней до моего приезда выпал редкий в этих местах снег, и, не утрачивая своей белизны – так непривычно для петербуржца! – целую неделю неспешно таял под сдержанными декабрьскими лучами альпийского солнца.
Город Лугано раскинулся на берегах озера Черезио, известного также как Луганское, у подножия двух гор – Сан Сальваторе и Брэ. Здесь множество уютных кафе и ресторанчиков, величественное здание Муниципалитета, главный собор города Сан Лоренцо, а в нем – позднеготические фрески, барельефы эпохи Возрождения, росписи братьев Торричелли в стиле барокко и изящные скульптуры рококо. Но истинным украшением города, несомненно, является набережная озера и открывающиеся с неё виды. Здесь в любое время дня и ночи можно часами любоваться игрой света от неба, отражающегося в чистейшей воде, и тонущими в дымке силуэтами гор.
Другой блок фотографий рассказывает о Моркоте – старинной деревушке, которая в средние века была портом Лугано. Она расположена на обрывистом краю горной гряды, и потому от берега озера улицы довольно круто поднимаются вверх. На самом верху – стоящая на обрыве над озером и деревней главная достопримечательность Моркоте – церковь Санта Мария дель Сассо. Чтобы до неё добраться, нужно, пробираясь лабиринтом узеньких, кривых, пересекающихся под разными углами улочек, преодолеть более 400 ступенек. Но дело стоит того – какие оттуда чудесные виды на озеро, горы и крыши деревенских домов!
«Каза Камуцци» в Монтаньоле расположилось на склоне Collina d’Oro – Золотого холма. Возвращались тессинцы на родину из чужих краев, по утверждению Бенуа – главным образом из России – богатыми, обеспеченными людьми. Отсюда название – «Золотой холм». «Вилла Камуцци» – культовое место поклонников литературного таланта «отшельника из Монтаньолы» Германа Гессе, который именно здесь провел последние сорок лет жизни, и, вдохновляясь волшебными видами склонов Коллина-д’Оро, написал свои проникнутые восточным мистицизмом шедевры. Однако вилла эта была известна за пределами Швейцарии с давних пор. Она названа по имени своего создателя – Агостино Камуцци – одного из многочисленных уроженцев этих мест, много потрудившихся в XVIII и XIX веках над обликом Петербурга и Москвы. «Чудесный тенистый сад с живописным гротом, террасами спускающимся к небольшому потоку», в котором любил проводить время Александр Бенуа с семейством, совершенно одичал, и стал ещё более живописным. В 2003 году я не мог устоять перед искушением сфотографировать его в таком редком для современной Швейцарии неухоженном виде.
Путешествие становится незабываемым и насыщенным, когда рядом с тобой оказываются близкие по духу спутники. Мне повезло, и я хочу выразить искреннюю признательность моим друзьям Марио Редаэлли, Пие Тодорович, Жану Оланицину и Елене Валентиновне Бархатовой за разделённые чувства.

А. Китаев. СПб. 08.2007.

Комментариев : 0

Оставить комментарий

Отправить коментарий могут только зарегистрированные пользователи
Комментарий:
 
 


Вход  Регистрация

Логин  

Пароль  
Запомнить?


  Обзоры книг
 
Смирнов 1903/1986


Смирнов 1903/1986



  Отрывки из книг
 

Приоритеты снимка
М. Фриман Идеальная экспозиция

Правда об объективах
Келби Скотт Цифровая фотография. Том 3

В темноте и… без вспышки
Рудаков Дмитрий Алая книга цифровой фотографии

Посмотреть все отрывки>>>



     
На главную Написать письмо редактору Добавить в избранное