Выставка Николая Платоновича Андреева
С 16 апреля в Музее Истории Фотографии открывается выставка выдающегося мастера российской пикториальной школы Николая Платоновича Андреева
(1882-1947).
«...Он утвердил в фотографии то, что когда-то открыл Тютчев в русской поэзии: монументальность малых форм. Тайной,
нездешней тайной, тревожной и радостной, дышит живое пространство его картин. Его жизнь и его наследие разделили судьбу
России, но и того, что счастливо сохранилось, достаточно, чтобы открыть, наконец, художника широкому зрителю и утвердить
его имя в истории нашей культуры".
«...Он утвердил в фотографии то, что когда-то открыл Тютчев
в русской поэзии: монументальность малых форм. Тайной, нездешней тайной, тревожной
и радостной, дышит живое пространство его картин. Его жизнь и его наследие разделили
судьбу России, но и того, что счастливо сохранилось, достаточно, чтобы открыть,
наконец, художника широкому зрителю и утвердить его имя в истории нашей культуры".
Георгий Колосов (председатель художественного совета Союза
фотохудожников России)
Николай Платонович Андреев родился 1 октября 1882 в Серпухове в купеческой
семье. Вся жизнь и творческая деятельность выдающегося русского фотохудожника
была связана с этим древним городом.
С 1906 года он начинает заниматься фотографией и сразу же становится активным
участником отечественных, а позднее и зарубежных выставок. Работы мастера получают
широкое признание. На международной выставке в Москве (1908 год) Андреев получает
свой первый диплом. Успех и признание приходит и за рубежом: на выставке 1910
года в Дрездене его работы отмечены почетным дипломом и похвальным отзывом.
В 1914-1919 гг. в связи с Первой Мировой войной и революционными событиями в творчестве
фотографа наступает перерыв. Только в 1921 году Николай Платонович возвращается
к активной работе. Расцвет деятельности мастера наступает в годы НЭПа, в середине
1920-х. О Николае Андрееве с уважением и похвалой пишут во многих изданиях, посвященных
вопросам фотографии.
Известность и успех фоторабот Андреева на заграничных выставках заставил пересмотреть
сложившиеся традиция крупнейших салонов стран Европы - присуждать высшие награды
только своим соотечественникам. Так, на выставке декоративных искусств 1924
года в Париже Н.П. Андрееву присуждается золотая медаль. На международной выставке
1927 года в Сарагосе (Испания) он был также удостоен золотой медали.
С концом НЭПа завершается и активная творческая работа художника, связанная с
закрытием его ателье как частного предприятия и арестом его имущества.
Творческая деятельность Н.П. Андреева являлась одним из ярчайших примеров пикториального
(живописного) направления в фотографии. При обработке фотографического отпечатка
использовался весь арсенал приемов вошедшего тогда в моду импрессионизма, в
итоге получалось изображение, совершенно не похожее на фотографию в привычном
значении этого слова. Снимок становился сродни произведениям импрессионистического
искусства.
Объект творчества Андреева - мир русской деревни, человек, занятый повседневным
трудом. Мастеру был важен не точный адрес местности, его занимала возможность
создания образа.
Процитируем еще раз Георгия Колосова: «Два качества составляют феномен его неповторимости
- поразительная глубина созерцания природы и оптический рисунок картин, самодовлеющей
экспрессией свойственный только ему одному».
По материалам Мемориального дома-музея Н.П.Андреева (Серпухов)
|