|
В ноябре Государственный центр фотографии представляет выставку московских
художников Валерия Орлова и Александры Митлянской. Выставка названа «Из последних
работ» и охватывает период с 1998 по 2005 годы. Все проекты уже были показаны
в разных городах России в составе больших сборных художественных выставок, но,
по словам авторов, в ином, «обрезанном» формате. Теперь дошла очередь и до Санкт-Петербурга.
У нашего города возникает возможность знакомства с творчеством данных авторов
в совершенно ином формате персональной музейной выставки, который предлагает
новое прочтение уже реализованных проектов, задает ретроспективную трактовку,
позволяет сопоставлять произведения в едином масштабе. В выставку вошли персональные
и совместные проекты художников.
В наши дни фотография и видео становятся доступным для простого зрителя, стирается
грань между фото на память и произведением искусства, и единственным понятным
и принимаемым обывателем критерием остается сложность производимых над произведением
манипуляций, будь то затейливые приемы ручной печати или обработка громоздких
файлов на компьютере.
Валерий Орлов и Александра Митлянская работают с цифровой фотографией и видео,
успешно сочетая обе технологии. Результатом работы становятся многосоставные
фотовидеоинсталляции. Обращение авторов к данным «медиа» - осознанный выбор
художников, воспитанных в традициях бумажной графики, прошедших и эксперементально
отработавших весь путь развития и формообразования искусства ХХ века в своих
призведениях.
В основе проектов Орлова и Митлянской - работа с образами из реальной жизни,
отсорбированными и вобравшими в себя многие сложные ассоциации. Искусство фотографии
и видео несут след множества контекстов массовой культуры и существуют в современной
системе визуального языка. Именно в этой визуально-знаковой системе передается
мощный смысловой заряд произведений Орлова и Митлянской. Огромную роль во всех
проектах художников играет цвет. Его общая тенденция – тяготение к минимализму.
Используются локальные цветовые пятна, вызывающие ложное впечатление декоративности
и простоты.
Каждый художественный проект авторов – удивительное, глубокое исследование материала,
из которого состоит объект – его состава, поверхности, фактуры, которые и являются
самим изображением. Здесь немалую роль играет большой, а для Петербурга -гигантский
формат отпечатков Этот прием предлагает проникнуть вглубь изображения, получить
почти тактильные ощущения от увиденого.
Творчество известных московских художников Валерия Орлова и Александры Митлянской
получило заслуженное признание зрителей и специалистов. Выставки этих авторов
уже прошли в Пушкинском и Русском музеях, а произведения находятся во многих
частных и государственных колекциях.
Государственный центр фотографии
Санкт-Петербург, Большая Морская, 35
М. Невский проспект/ Гостиный двор
Т. (812) 3141214, т/ф. (812) 3146184
press@ncprf.org
http://www.ncprf.org
Владимир Левашов
«Москва – Нью-Йорк». В. Орлов
«Валерий Орлов снимал нью-йоркскую серию всего двумя годами позже московской.
Но по виду объектов на фотографиях - между сериями просто пропасть времени.
Каменная колоннада Ленинки имитирует что-то античное: то ли египетскую руину,
то ли литеры конструктивистской гарнитуры. Темное зеркало американских строений
рисует вероятное будущее. Стеклянная сетка квадратиков превращается в экран,
транслирующий проекции других зданий и неба, сильно смахивающих на виртуальный
чертеж. Как много времени заключено между артефактом истории и проектом? Между
Москвой и Нью-Йорком, между прошлым и будущим? И, главное, какова субстанция
этого времени, не субстанция ли это самой фотографии? Глядя на эти фотографии
вместе, невозможно поверить, что захваченные ими объемы материи действительно
существуют конкретно здесь/там и сейчас. Но зато, будучи перед глазами, эти
фотографии свидетельствуют о странной природе настоящего, равного короткому
росчерку нашей жизни, но слишком поспешного для неторопливого объектива камеры.
Механический глаз способен снять ничтожное мгновенье. Но почему-то такой снимок
всегда лучше изобразит архитектуру. Вещь, где слились проект и камень. Время,
застывшее в условном "навсегда".
Юлия Гниренко, куратор, искусствовед
«Выстрел». А. Митлянская
«Самоубийство в 16 лет – развлечение. Отсутствие жизненного опыта выливается,
как правило, в несчастную любовь, в неясную тоску, в дикую ревность, но – кукольного
типа, несерьезно. Суицид в 16-ть желтого цвета, кажется не страшным таким, легким
и сладким. Как месть. И кровь - как одуванчики… Я знаю, как выглядит небо в
алмазах. Мои брильянтовые мосты, зажигающиеся после того, как утихнет первая
очень острая, безумная боль. Когда проходит липкий, вязкий страх, еще более
болезненный, чем рана. Лишь бы не перепутать это небо с бликами электрического
света, отскакивающих от поверхности воды в ванне, и не испугаться. Стоит только
подастся страху... Тот момент, когда меня уже не существует для меня – самый
страшный… Резала вены не от неразделенной любви, а от отчаянья, от жалости к
себе, от нежелания делать выбор и неумения удерживать рядом с собой любимого.
Все становится смешным, когда слабеешь. Плывет потолок, очень хочется есть и
очень сильно втыкает. До такой степени, что искры из глаз, вместе со слезами.
И вода становится – как слабая марганцовка, не красная, а розоватая – модный
цвет сезона, растекается красивыми разводами. Сидишь в холодной ванне, пускаешь
красные пузыри из вены, кончаешься и хихикаешь. Глупое зрелище. Жизнь в ее самой-самой-реальности.
Без легкости и сладости. Не знала, что надо резать вдоль вены, и что вода должна
быть кипятком. В остывшей воде кровь нехотя выталкивает себя сгустками, покидает
тело без желания, с ноющей болью, с напоминанием что ты – еще есть, еще тут.
Что ты - тело наличествующее, живое. Но уже внутри удобрение, дохляк. Вытащили.
Перебинтовали. Сдали в больницу, хорошо, что не в «дурку». С тех пор болит правая
рука к дождю. Опять. Жить. Калекой…»
|