Институт истории материальной культуры РАН
Государственный центр фотографии
При поддержке Французского института в Санкт-Петербурге
представляют выставку
«ФРАНЦУЗСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
Из коллекции Института истории материальной культуры РАН
15 декабря 2006 – 20 января 2007
Государственный центр фотографии
Хрестоматийны
слова о документальной природе фотографии, эту непреложную истину трудно подвергнуть
сомнению. Иллюзорное подобие действительности на фотографическом отпечатке заставляет
нас безусловно верить увиденному изображению и делает фотографию «супердокументом»,
желанным в любом архиве. Именно поэтому значительная часть отечественного фотографического
наследия храниться не в музеях и частных коллекциях, а в архивах, будучи известна
только узкому кругу специалистов.
Одним из приоритетных направлений деятельности Государственного центра фотографии
является выявление и исследование памятников фотографического искусства в фондах
и архивах России. В связи с этим Центр фотографии рад представить широкой публике
коллекцию фотографий французских авторов XIX века из собрания фотоархива Института
истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).
В работе с фотоархивом был выбран путь организации выставки-исследования, в
ходе которого были окончательно атрибутированы произведения, вошедшие в выставку
и каталог. Большое содействие в проведенном исследовании оказала Доминик де
Фон-Рео, куратор фотоколекции Музея Орсэ (Франция).
Для выставки было отобрано чуть больше ста работ восьми французских авторов,
без которых невозможно представить историю мировой фотографии: Эдуард Дени Бальдю,
братья Биссон, Феликс Бонфис, Анри Ле Сэк, Гюстав Ле Грэ, сын великого Феликса
Надара - Поль Надар.
Тематика изображений обусловлена спецификой коллекции архива, сложившейся в
результате слияния коллекции Императорской археологической комиссии (1859-1917)
и частных собраний русской аристократии и учёной интеллигенции. На выставке
представлены фотографии из фондов великих князей Константина Константиновича
и Константина Николаевича, графов Шуваловых, архитектора и академика архитектуры
М.Т. Преображенского. В основном это виды городов и местностей Франции (по большей
части - Парижа), Малой Азии, Ближнего Востока. Все отпечатки оригинальные, выполнены
самими авторами и представляют собой великолепные образцы фотографического мастерства.
Часть представленных на выставке фотографий была выполнена авторами по заказу
организованной в 1851 году Комиссии исторических памятников правительства Франции.
Целью этого предприятия, вошедшего в историю под названием «Гелиографическая
миссия», стало создание фотообзора национального архитектурного достояния Франции.
Призванные помочь в оценке сохранности исторических памятников, эти фотографии
стали сегодня уникальными художественными произведениями.
Частный характер происхождения коллекций графов Шуваловых и великих князей обуславливает
присутствие на выставке пейзажной фотографии, не имеющей отношения к археологической
и историко-архитектурной специфике. Эти фотографии, поступившие в архив ИИМК
РАН после Революции, изначально попадали в собрания как художественно ценные
и не имеющие прикладного значения.
Выставка «Французская фотография второй половины XIX века» – уникальное открытие
для мира историков искусства и фотографии – все произведения, представленные
в проекте, демонстрируются в России впервые. Помимо дублей всемирно известных
и часто публикуемых фотографий на выставке представлены доныне неизвестные произведения.
Проект осуществляется Государственным центром фотографии совместно с Институтом
истории материальной культуры Российской академии наук при поддержке Французского
института в Санкт-Петербурге.
|