Выставка фотографий «Красота в изгнании. Русские красавицы в Париже и Голливуде
1910-1960 годов», представленная РОСФОТО, является новым воплощением одного
из главных проектов театрального художника, историка моды и писателя Александра
Васильева.
В 1998 году вышла книга А. Васильева “Красота в изгнании”, мгновенно ставшая
бестселлером, в 2001 году на ее основе автором для телеканала «Культура» был
создан фильм.
Екатерина Николаевна Бобрикова, Париж, 1937 г.
Александр Васильев известен и как выдающийся, без преувеличения, коллекционер.
В его собрании, состоящем из бесчисленных платьев и аксессуаров, более чем солидное
(примерно десять тысяч единиц) место занимают фотографии, свидетельствующие
о славе русских моделей и домов мод в Европе и США в период после революции
1917 года.
На выставке показана лишь малая часть этого единственного в своем роде собрания,
однако экспозиция, составленная самим владельцем, репрезентативна в полной мере.
Балерина Ольга Спесивцева, Париж, 1929 г.
Героини портретов - женщины знатных дворянских родов России, самые изысканные
и элегантные красавицы своего времени. Почти всем им, спасавшимся бегством от
революции и гражданской войны, было суждено странствие по маршруту из Петербурга
и Москвы в Киев, Одессу, Ялту, дальше – в Константинополь, по счастью, не ставшему
для них финальной географической точкой, несмотря на известное свидетельство
современника, отметившего восхищение турков незнакомой русской красотой: «Они
подумали, что целая стая ангелов спустилась с небес».
Многие русские женщины, оказавшись в Париже, Берлине или Нью-Йорке, трудились
портнихами, белошвейками или манекенщицами. Именно так начинали свою жизнь русские
Дома мод, в названиях которых звучали имена их титулованных владельцев, такие,
как "ИрФе", созданный княжеской четой Ирины и Феликса Юсуповых.
виконтесса Женя д'Кастэкс-Горленко, Париж, 1933
В фотографиях из коллекции Александра Васильева нелегкий труд и унижения жизни
в эмиграции остались «вне кадра», и, быть может, не стоит об этом сильно жалеть
– читая мемуары, мы без труда восполним пробел. Красота этих женщин, не потускневшая
от пережитого, а будто вновь рожденная в другом мире, ясно говорит нам о счастье
их спутников и современников. И уже не так важны имена – знаменитые на всю дореволюционную
Россию или ставшие известными лишь благодаря собранию Александра Васильева.
Сергей Радлов
Графиня Елизавета Граббе - княгиня Белосельская-Белозерская, 1927 г. Париж
Проведение этой выставки в Петербурге – знаменательное событие.
Я счастлив вернуть замечательному городу образы его дочерей – красавиц русской
эмиграции, ведь корни многих из них принадлежат Санкт-Петербургу.
После успеха книги «Красота в изгнании», выдержавшей 8 переизданий, мне удалось
собрать большую коллекцию подлинных, винтажных фотографий русских красавиц, которая
уже была показана во многих городах России.
Первая выставка этих портретов прошла несколько лет назад в Московском Доме Фотографии
у Ольги Свибловой, а впоследствии они экспонировались в Самаре, Тольятти, Перми,
Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и Мурманске.
Выставка в РОСФОТО полнее всех предыдущих – в нее включены значительные новые
поступления из Голливуда – работы, которые обогатили мою коллекцию буквально в
последние месяцы и ранее никогда не публиковались.
Верю, что петербуржцы начала нового тысячелетия разделят мой восторг перед подлинной
красотой, не нуждающейся в компьютерной редактуре и вмешательстве пластических
хирургов, запомнят стать, аристократичность и женственность этих изумительных
женщин.
Александр Васильев
Париж, 2008 год
www.vassiliev.com.ru
|