Сканограмма как средство самовыражения
Для того чтобы заниматься фотографическим творчеством, совсем не обязательно
брать в руки фотоаппарат и идти снимать. Современные компьютерные технологии
позволяют использовать вместо фотокамеры любой недорогой планшетный сканер.
Лично для меня побудительным мотивом заняться сканографией стала нехватка времени
– основная работа ведущим специалистом отдела фотоискусства ГРДНТ, а также общественная
– куратором детской и молодежной фотографии в Союзе фотохудожников России, плюс
еще преподавательская работа… Короче, времени и светового дня не хватало, а
желание творческой реализации не угасало, вот и пришла идея вечерами (а теперь
уже и до глубокой ночи) использовать в качестве творческого инструмента свой
старенький «Epson». С тех пор прошло три года. Я уже сменила три сканера – увы,
эскизная (подготовительная) работа составляет 80% технологических затрат и приводит
к быстрому изнашиванию техники. На один «кадр» у меня порой уходит до 30-70
предварительных просмотров. Мучительно долго улавливаешь в композиции сантиметровые
и миллиметровые подвижки и перемещения сюжетно-важных элементов изображения,
а также подбор фона, в качестве которого я использую: разноцветные ткани и бумаги,
коробки из-под конфет, фольгу и т.п.
Порой я просто издеваюсь над техникой, совсем не предназначенной для таких занятий
– кладу на сканер металлические и стеклянные предметы. Умудрилась как-то отсканировать
чугунный утюг, правда, предварительно положив на сканер дополнительное стекло…
На первых порах занятия сканографией меня привлекала, конечно же, формальная
сторона - качество изображения получалось поразительное: фактически на выходе
я имела слайд 20х30см! Но со временем технический восторг поутих.… Потому что
форма, какой бы совершенной она ни была, - лишь одна из составляющих фотографического
изображения. Если в него не вложить идею, авторское отношение, мысли, переживания
и чувства - оно останется лишь технической репродукцией.
Поэтому, пережив этап восторженности перед этой удивительной технологией, я
переключила свое внимание на содержание - на передачу в изображении ощущения
времени и пространства, и от единичных изображений перешла к сериям и творческим
проектам. Один из проектов возник спонтанно – у меня на кухне висит старая разделочная
доска. Она – долгожительница и «служила» еще моей бабушке. И хотя в доме есть
несколько разделочных досок, я по-прежнему люблю готовить только на ней, в хозяйстве
она у меня – прима.
Так вот. В один прекрасный день готовлю я очередной домашний ужин и параллельно
смотрю телепередачу из Америки о награждении «Оскаром» актеров «второго» плана».
Вот тут-то и возникла идея сделать мою разделочную доску «актрисой». Так появилась
серия под названием - «Старая разделочная доска». Главные ее герои - продукты,
овощи, фрукты, рыбы меняются, а доска остается. Она так фотогенична и достоверна,
что я дала бы ей «Оскар» за лучшую роль «второго плана»…
Любимое место моих воскресных прогулок - подмосковные барахолки, а во время
командировок - «блошиные» рынки российских провинциальных городков, где я могу
бродить часами, погружаясь в эту удивительную и своеобразную атмосферу людского
собрания. Для меня эти вещевые развалы – настоящие сокровища Али-Бабы: оловянные
солдатики, старые башмаки и калоши, старинные открытки, аптечные пузырьки, ржавые
ключи и замки – все эти предметы, купленные на барахолке, а также принесенные
друзьями и знакомыми, становятся моими «моделями», и, ложась на сканер, они
обретают новую жизнь в изобразительном пространстве сканограмм.
Процесс создания «фотографий без фотоаппарата» увлек меня так сильно, что теперь
проблема творческой реализации перестала существовать. Попробуйте и вы. Возможно,
и вас это занятие увлечет и станет новым этапом вашего творческого самовыражения.
Светлана Пожарская
Контактный тел. 8-916-178-08-49 моб. 360-55-01 раб. svetaphoto51@gmail.com
Светлана Георгиевна Пожарская живет в Москве.
Ведущий специалист отдела фотоискусства Государственного Российского Дома народного
творчества.
Ответственный секретарь Союза фотохудожников России. Член Союза журналистов
России.
Куратор детской и молодежной фотографии. Член жюри, участник и призер международных,
всесоюзных и российских фотовыставок, фестивалей и конкурсов.
Автор книг: «Фотобукварь» (в соавторстве с А. Агафоновым), «Детская литература»,
1993; «Фотомастер», Москва, «Пента», 2001; «Школа фотографа. Антология детской
и молодежной фотографии», «Галерея фотомастеров», «Галарт», 2008.
Преподает фотографию в Школе журналистики газеты «Известия» и ведет мастер-класс.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Проект, экспонируемый в галерее «Феникс», представляет работы нового этапа
творчества Пожарской. Работы созданы без участия фотоаппарата, в технике сканографии
- фотографии, полученные путем сканирования. По принципу создания сканограмма
напоминает фотограмму, но, в отличие от нее, предметы кладутся непосредственно
на стекло сканера и после сканирования сохраняются в TIFF-формате с помощью
программы Photoshop, а затем распечатываются как обычные цифровые фотографии.
Сканограмма отличается особой четкостью изображения, магией пространства, и
выразительностью цвета.
Куратор выставки – Людмила Желяскова.
Открытие - 20 марта в 19:00.
Галерея «Феникс»: Москва, Кутузовский пр-т, д. 3 (ст. м. «Киевская», «Смоленская»);
тел. +7-499-243-49-58; fenixgallery@mail.ru;
ежедневно с 12:00 до 19:00, воскресенье – выходной; вход свободный
|