Борис Александрович Кудряков (1946-2005) – фотограф, художник, писатель, поэт,
драматург. По праву считается родоначальником послесталинской независимой фотографии
в Ленинграде, последователем стилистической линии Гоголя и Достоевского. Для его
работ характерны мрачная ирония, логика абсурда, введение текста в изобразительный
ряд.
Борис Кудряков родился 28 мая 1946 года в Ленинграде. Фотографировать начал в
1956 году. С 1968 года он занимался в фотоклубе Выборгского дома культуры. Вошёл
в круг литераторов «Малой Садовой», где познакомился с Константином Кузьминским
и другими неофициальными поэтами и писателями. Именно К. Кузьминский стал называть
Кудрякова «Гран» Борис, а Смелова «Пти» Борис, чтобы различать двух Борисов.
C 1968 года Гран Борис становится активным участником независимой культуры, снимая
по просьбе Кузьминского портреты художников и литераторов ленинградского андеграунда,
фотографическим способом размножая самиздат и снимая на пленку материалы, составившие
многотомную антологию новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны». Одновременно
занимается пейзажем, натюрмортом, жанровым фото. К этому времени он уже сложившийся
фотохудожник, со своей тематикой и стилистикой.
С начала 1970-х годов Борис Кудряков пишет повести и рассказы, которые публикуются
в независимых сборниках и журналах: «Часы», «Обводный канал», «Транспонанс», «У
Голубой Лагуны» и других.
В 1990 вышла его первая книга «Рюмка свинца», в 2003 – «Лихая жуть» и «Одиннадцатое
измерение». Б.Кудряков - лауреат Литературной премии Андрея Белого (1979), Международной
отметины Давида Бурлюка (1992), Тургеневской премии правительства Москвы «За вклад
в развитие малой прозы России» (1998).
Персональные выставки: «Мир Достоевского» (1981, Париж), «Дисциплинарные танцы»
(1998, галерея «Борей»), «Коррелят еловога сада» (2001, Государственный центр
современного искусства), «Книга» (2003, Арт-галерея), «Родные угодья» (2006, галерея
«Борей»), его фотографии были представлены на выставке «Ленинградский фотоандеграунд»
в Строгановском дворце (2007).
Выставка «Одиннадцатое измерение» имеет принципиальное отличие от всех предыдущих:
здесь выставляются не только авторские оригиналы, но и снимки, отпечатанные с
негативов после смерти Гран Бориса. Тем самым зритель получает возможность познакомиться
с неизвестными фрагментами творчества выдающегося фотографа.
|